четверг, 22 августа 2013 г.

В лучших традициях американских рыболовных шхун…




…сконструирован крейсерский швертбот «Presto 30» КБ «Rodger Martin design». С традиционными шхунами-шарпи Америки его роднит прогонистая форма с узкой ватерлинией, малая масса, простое парусное вооружение и, конечно же, шверт.

Выпускается лодка в Нью-Йорке фирмой «Solarwind» и имеет следующие размерения:

длина –9,14 м;
ширина –2,58 м;
осадка корпусом/швертом –0,34/1,75 м;
площадь парусности –30 или 37 кв. м;
масса –1776 кг(!)
 
Если смотреть на «Presto 30», как на современную круизную яхту, то в ней необычно всё!

Прежде всего, в глаза бросается её ширина, которая минимум на метр меньше, чем у привычных для всех лодок такого размера. За то её можно перевозить на трейлере! Да и правило «длина бежит» тоже никто не отменял.

Необычно и парусное вооружение - шхуна. Но, необычно оно только для современного яхтсмена. А ведь 100-150 лет назад такое вооружение имел практически весь маломерный рыболовный флот Северной Америки. Тогда ни кто бы не удивился, завидев шхуну с мачтами без стоячего такелажа. Предлагается два варианта вооружения: треугольные паруса без лат (30 кв. м) и вариант с квадратным топом (37 кв. м). Последние не только больше по площади, но и обладают лучшим профилем благодаря наличию сквозных лат. Они же из шхуны делают кэт-кэч, т.к. в этом варианте передний парус чуть больше.

Разумеется, рангоут «Presto 30» выполнен с оглядкой на современные технологии – свободно стоящие мачты и гики-уишбоны сделаны не из сплошного массива дерева, а из углепластика. Такое вооружение упрощает управление и уменьшает кренящий момент, т.к. центр парусности, при той же площади, находится ниже, чем у шлюпа. Облегчённые гики-уишбоны, находясь на достаточной высоте, делают безопасным поворот фордевинд в свежий ветер. Лавировка вообще не требует вмешательства в настройку парусов!


Складывающийся лёгкий шверт и перо руля, в купе с малой осадкой корпусом, позволяют подходить вплотную к берегу и не боятся мелей. Весь балласт уложен на днище, по этому восстанавливающий момент практически не зависит от положения шверта. А возможность изменять положение шверта становится дополнительной возможностью по изменению баланса лодки, что бывает весьма актуально в свежий ветер на попутных курсах.

Площадь палубы не велика, как для девяти метровой лодки. Однако она не загромождена стоячим такелажем. Это обстоятельство может сыграть злую шутку с человеком, который при перемещении привык хвататься за разного рода тросы. По краям рубки есть небольшие потопчины, а на самой рубке поручни для безопасного передвижения на бак и обратно. В носу устроен якорный ящик.


Просторный кокпит длиной 3,2 м по бортам ограничен комингсами. В нём находится смещённый вправо колодец для подвесного двигателя, удобные банки и откидывающаяся ступенька для купания на транце. Одна из стенок колодца является силовым элементом, несущим стакан грот-мачты и воспринимающим усилия от неё. В гробах находятся ёмкие рундуки. Из-за грот-мачты, стоящей вплотную к задней стенке рубки, люк входа в каюту смещен влево от ДП.

Весь бегучий такелаж выполнен без излишеств и не имеет сложных и дорогих элементов. Фалы и топенанты проведены снаружи мачт, что упрощает их обслуживание. Под гиками находятся верёвочные петли, в которые укладывается сложенные паруса.

Двигатель мощностью до 10 л.с. подвешивается на подвижном кронштейне, который с помощью нехитрых верёвочных талей может перемещаться вертикально в колодце. На ходу под парусами мотор можно полностью поднять. При этом днище будет закрыто специальной крышкой и хорошо обтекаться. При необходимости идти под мотором, его нужно завести и опустить в нижнее положение. Колодец накрывается капотом, что уменьшает шум от двигателя. Размещение винта под днищем, практически полностью исключает его аэрацию на волнении.


Внутреннее пространство разделено на две небольшие каюты. Носовая отделена от штевня таранной переборкой (на неё завязан стакан фок-мачты) и имеет два спальных места. В кают-компании есть ещё два дивана, выдвижной камбуз, выгорожен гальюн и шкаф для одежды. Длина всех диванов –2 м. На стоянке крыша рубки над всей площадью кают-компании поднимается на высоту 2 м от пайолов, что позволяет стоять в полный рост и обеспечивает отличную вентиляцию.

Малая масса достигнута применением в корпусе трёхслойных конструкций из ПВХ-пенопласта и стеклопластика на основе винил-эфирных смол, отсутствием стоячего  такелажа и рангоутом из углепластика. Что бы понять, на сколько это лёгкая лодка, сравните её вес с «Bavaria 30 Cruiser», на пример. Последняя весит более 4 т!


 Благодаря радиальной форме обводов с очень острой носовой оконечностью и значительной площади плавников, «Presto 30» хороший ходок в лавировку. Высокая и крутая волна мелководий буквально пронизывается таким корпусом не вызывая сильных ударов. А в меру широкий транец не тянет за собой воду. Такой корпус обладает минимальной смоченной поверхностью, что делает его быстрым в слабые ветра.

Нужно понимать, что сочетание узкой ватерлинии, внутреннего балласта и довольно развитой парусности даёт не очень большую начальную остойчивость. Но это компенсируется пониженным центром парусности и большей скоростью лодки в слабые ветра. Просто нужно немного раньше брать рифы. Благодаря высокому надводному борту и развитой надстройке положительная остойчивость корпуса сохраняется до угла крена 110°, а если учитывать полезную плавучесть полых, герметичных мачт, то все 140°!

Лодку можно возить на трейлере за автомобилем  (она в автогабарите) и спускать в воду на слипе. Мачты весят всего по 18 кг. Она вооружается силами двух человек без применения грузоподъёмных механизмов.

ИТОГО: «Presto 30» -быстрый и красивый швертбот для небольшой семьи или компании, лёгкий в управлении и идеально приспособленный для мелководных водоёмов. И не удивительно, ведь именно для этого он и задумывался. Он так и видится где нибудь в плавнях днепровских водохранилищ!

Фото владельцев яхты и  Rodger Martin design

1 комментарий:

  1. отлично! дайте две! :)) хочу в днепровские плавни!

    ОтветитьУдалить